Познай себя

Как мы проявляем любовь

24 декабря 2015, в 15:26

Проявления любви служат важным источником информации как о самом человеке, его доверии к себе и другим людям. О том, насколько он нам подходит и может ли он стать нашим постоянным партнером и далее - спутником жизни. 
В 1999-2000 годах в МГУ проводился опрос, посвященный изучению способов проявления любви и добрых отношений – в повседневной жизни в отношении любимых людей. Респонденты описывали типичные для них проявления или те, что могли вспомнить из недавнего опыта общения с партнером. 
Результаты опроса оказались небезынтересными. Сначала приведем пример ответов.
Респондент 1. «Любовное отношение к нему…»
1. Утром встала раньше него и приготовила завтрак (что делаю не часто)
2. Погладила ему рубашку
3. Сказала “Доброе утро! Как спалось?”, когда он встал.
4. Составила компанию за завтраком, шутили, разговаривали
5. Провожала на работу
6. Спросила, не забыл ли чего.
7. Пожелала удачного дня
8. Поцеловала в щёку перед выходом
9. Вечером вернулась пораньше и приготовила на ужин его любимое блюдо.
10. Встретила в коридоре, когда он вернулся
11. Поцеловала в щёку
12. Спросила, как прошёл день
13. За ужином слушала рассказы о работе и делилась впечатлениями своего дня
14. Ходила прогуляться вместе с ним (обычно он ходит в одиночестве, а я ссылаюсь на нехватку времени)
15. Пожелала спокойной ночи перед сном
Обработка результатов. 
Всего было получено 19 работ. Из них 6 принадлежат мужчинам, остальные 11 - женщинам.
Тип отношения. Респондентами было выбрано в 9 случаях доброе отношение, в 5 - любовное, в одном - доброе и любовное одновременно, а в 4 работах не было определения типа отношений ни в заголовке, ни в тексте.
Группы партнеров - возлюбленные, мужья и жены.
Количество проявлений. Респонденты выделяют от 5 (минимум) до 15 (максимум) проявлений в день. Проанализировав остальные тексты, было выделено максимальное и минимальное число проявлений (18 и 1). Среднее число проявлений равно 8. В том числе для любовного отношения оно составляет - 5, для доброго - 9.
Характер проявлений. В самом общем виде все проявления можно разделить на три большие группы: словесные проявления, внесловесные и смешанные (в которые входит и то, и другое).
А) Группа смешанных проявлений. Всего: 53.
1. “Помощь”. Сюда относятся предложения помочь в чем либо (предложил что-нибудь понести) и собственно оказание помощи (помогла с уборкой, разогреваю еду, делаю ему бутерброды, помог ей одеться), а также проявление заботы (открыл окно, чтобы она спала со свежим воздухе). Также сюда входят обращения за помощью, советом (под¬ходила к нему за разъяснениями, посоветоваться насчет того, как мне одеться в театр). Всего: 37.
2. “Обещания” В эту категорию отнесены те случаи, когда автор обещает что-либо выполнить (обещаю позвонить; обещаю сделать солянку) и те высказывания, которые свидетельствуют о выполнении ранее данного обещания (пришла домой в то время, в которое обещала). Всего: 3.
3. “Гости”. Сюда вошли те предложения, в которых авторы приглашают парт¬нера в гости (зазвала в гости) или ухаживают за ним, когда он уже у него в гостях (напоила чаем с разными “вкусностями”). Всего: 4.
4. “Совместность”. Совместное выполнение какого-либо дела (читаем друг другу наши стихи и редактируем их вместе, поеду с тобой, состави¬ла компанию за завтраком) и совместное времяпрепровождение (весь вечер не подходила к телефону и не занималась своими делами, а была с ним). Всего: 
Б) Группа словесных или вербальных проявлений. Всего: 57.
5. “Пожелания и ласковые обращения”. Включает пожелания спокойной ночи, доброго утра и собственно пожелания (пожелала быть терпимым к начальнику, поже¬лала удачного дня), обратилась по имени. Всего: 11.
6. “Похвала”. Сюда вошли выражения благодарности (поблагодарила за совет, было очень вкусно), комплименты и собственно похвала (сделал комплимент по поводу новой прически, бурно хвалил обед, «мне понрави¬лось, как она выглядит, и я ей об этом сказал»). Всего: 9.
7. “Чувства”. Это проявления своих чувств по отношению к партнеру (со¬скучилась, сказала, что люблю), интерес к чувствам партнера («что у нее на сердце? тебе грустно? ты переживаешь?»), сопереживание (радовалась вместе с ней). Всего: 14.
8. “Разговор”. В эту объемную категорию включена собственно беседа, про¬цесс завязывания и поддержания разговора (выслушала, уделила время на беседу “за жизнь”, расспросила, обменялись впечатлениями) и прояв¬ления заинтересованности в собеседнике, в партнере (спрашиваю, как прошел день, как дела, как спалось). Всего: 23.
В) Группа внесловесных проявлений. Всего: 35.
1. “Подарок”. Процесс выбора подарка, его подготовки и собственно пода¬рок (подарила розочку, красиво оформила подарок). Всего: 7.
2. “Телесность”. Любые проявления отношения, связанные с контактом с телом - -партнера (обняла; поцеловала, улыбнулась; положил голову к ней на колени). Всего: 28.
Особенно интересны работы, где было много проявлений, в которых сбалансированы различные виды проявлений. Например, описания любви, где автором были выделены три вида поведенческих проявлений любви:
1. Проявления заботы и выполнения нормативных (соответствующих роли) действий (функциональные): забочусь об одежде, кормлю и т.д.
2. Сопровождающие проявления (нефункциональные): целую, говорю разные приятные слова и т.д.
3. Собственно проявления любви - действия, не имеющие практического смысла, но доставляющие удовольствие нам обоим: например, игры и т.д..
Работы, где были указаны только «функциональные» проявления, настораживают, как и такие работы: «С заданием не удалось справиться, так как всю неделю был накал страстей, шло выяснение отношений», - явно выявляются проблемы взаимоотношений – формализация и недостаток осознанности, неосмысленность. 
• В целом, опрос показал, что мы проявляем свое позитивное отношение к людям комплексно – словесно, при этом наши слова сопровождаются какими-либо действиями. Эти действия могут быть различ¬ными, но они преимущественно связаны с оказанием или получением помо¬щи.
• Большое количество наших проявлений любви или доброты также составляют телесные проявления, телесный контакт с другим человеком. 
• Наконец, на третьем по значимости месте находится группа, связанная с процессом словесного общения с другим человеком. 
Анализ данных подтвердил важность любящего общения для респондентов. Когда мы общаемся с другим, мы тем самым одариваем его своей любовью или добротой. Ведь самый ценный дар, который мы можем сделать партнеру - это безраздельное внимание к нему.
Интересно, что умение добрых проявлений по отношению к другому человеку связано, по мнению респондентов, с умением ориентироваться на его представления о «добром», «любовном» и т.д. 
Размер передаваемой любви и доброты может варьировать, однако поступок в отношении другого может обретать большее значение, если «идет в ногу» с его интересами, желаниями, потребностями, ценностями. И напротив. 
Именно поэтому в любви важно сочетание «ориентаций»: и на себя и на другого. 
Добрые проявления могут включать как активные действия по отношению к партнеру или его окружению, так и пассивно-созерцательные («дать возможность», «перестать вмешиваться», «попытаться принять», «разрешаю безобразничать» и т.д.). В этом также наблюдается согласование позиций «к себе – от себя» и «к другому - от другого». 
Важное условие правильных проявлений доброго отношения – исключение поведения, отражающего установки «против» себя и другого. Подарок как проявление любви, может иметь и «корректирующий» смысл, обращаться к тому, что нужно развить, усилить. Однако его достоинство в том, что он не направлен против другого человека. 
На следующем этапе нам показалось интересным дать нашим респондентам второе задание, в котором они могли бы описать проявления доброго или любовного отношения по отношению к себе. Интересно, настолько же мы внимательны по отношению к собственным реакциям, как и к реакциям другого человека? Подобное сравнение также может помочь нам понять, почему часто в отношениях между любящими людьми возникает непонимание, и могло бы помочь выполнявшим это задание улучшить их взаимоотношения с партнером.
Любовное послание к себе или “Любовный диалог с самим собой”.
Респондент 1. Леночка, ты прелесть. Самое удивительное в тебе - это наивное ощущение, что в тебе нет ничего особенного. Потому что ты - совершенно особенное существо. Ты фантастически красива, от тебя исходит свет, а глаза лучатся. Ты можешь делать со своим телом, что захочешь: ты плаваешь, ныряешь с аквалангом, играешь в теннис, танцуешь. Ты божественно занимаешься любовью. Твое тело - совершенный тонко отлаженный механизм: оно послушно. Оно чувствует малейшую заботу о себе и мгновенно откликается, оно всегда подаст тебе сигнал о любом неблагополучии в твоем физическом состоянии или душевном расположении. Достаточно было бы только такого одаренного тела, чтобы быть счастливой, но твоя душа не менее талантлива, а когда она в единении с твоим телом - это прекрасное творение Божие. Душа у тебя - тонкая, раскрытая в мир к людям Она принимает мир, она вбирает его, мир в твоей душе. Твоя душа творит высшую форму добра - тайное добро, когда человек, кому ты раскрылась, “вскипает”, но удивляется, что же ему так хорошо, как получилось, что было больно, тяжко и ... странная вещь... ничего не изменилось и он чувствует силу, жизнь, радость и он думает: “Это я смог, я сделал это”. А ты, твоя душа радуется: “Получилось!” Я прощаю тебе маленькую слабость - гордиться тем, что получается. Потому что твоя душа не знает насыщения действенной любовью, радостью, творчеством, работой.
Что заводит сей чудный механизм? Где мотор? Где сердцевина? Есть часть тебя, которая одновременно принадлежит тебе и чему-то неизмеримо большему, чем ты. Это Разум, Дух, Бессмертье, может быть. Любовь к своему Духу? Почему нет? Разве он когда-нибудь подвел тебя? Был ли день, мгновенье в твоей жизни, не осененное им? Даже когда тебе казалось, что тебя нет, ты - прах, ты- тлен, ты ничто, разве не Дух помогал тебе поднять каменные веки, шевельнуть резиновой рукой, услышать биение притихнувшего сердца? Что поднимало тебя работать по 18 часов в сутки, что вынимало тебя из отчаянья нелюбви, что оставалось всегда, неизменно последним твоим, когда ты стояла одна, в начале пути. 
Люблю тебя, Мой Бессмертный Дух. 
Но больше всего обожаю твое чувство юмора.
Респондент 2. Моя любовь к себе - это чувство, которое возникает из полной внутренней тишины. В нем нет мелочей, оно спокойно и глобально как море. Оно выросло вместе со мной и стало моей сутью, камертоном, с которым я сверяю все остальные чувства и эмоции. Услышать его можно всегда, когда возвращаешься к себе. Это даже не чувство - это состояние души.
Моя любовь к себе - это мир внутри меня. Операционально она не требует ничего, кроме как уважать себя, соблюдая в жизни моральные и этические нормы человечества. Но это высокий слог, а на самом деле - следовать своей совести и иногда уделять время рефлексии.
Непонятно, что первично - любовь, душа или этика и самоуважение. Есть ощущение целостности себя. "Любовь к себе" как отдельное чувство препарировать трудно, оно не выделяется из всего остального.
Чтобы любить себя надо обращаться к своей душе.
Вообще, это очень сложный вопрос... для начала, надо придти к осознанию, что ты хочешь любить себя, и понять как это важно, именно для себя любимого, и понять, что любовь к себе это не только «выращивание себя в оранжереи обожания и культа» но это работа над собой и иногда ради любви к себе приходится делать весьма много работы, и не очень приятной и легкой. Поэтому я считаю, что важно осознание всего этого, и как только вы это осознаете, она приходит сама... очень сложно описать это, т.к. она зависит от ситуации и каждого конкретного случая.
Респондент 3. Как я, любя, подшучиваю над собой. 
Над своим перфекционизмом я подшучиваю так. Когда надо объяснить, почему у меня что-то получится, я говорю: Как ?! Я же красавица и умница (Из этого, по моей мысли следует, что у меня все всегда должно получаться).
Над своей уверенностью в себе, граничащей с самоуверенностью а также над способностью мгновенно убеждать себя смеюсь, рассказывая обожаемую историю. Однажды мы с подругой обсуждали вопросы похудания. Я вещала:
Ирка, ты в старости будешь толстой (У подруги тонкая талия и очень широкие бедра). В основном, я развивала мысль о том, что бедра никуда не денутся, а талия зарастет. Говорила долго и убедительно. Подруга пригорюнилась и робко спросила:
-Но ведь у моей мамы такое же сложение. А она стройная... 
Пауза была секундной. Я абсолютно с тем же пафосом и буквально за 5 минут доказала ей, что в старости она будет худой. С тех пор. Когда меня заносит, она меня с ехидцей спрашивает: «Так какой я буду в старости - толстой или худой?»
Над тем же качеством - самоуверенностью я подшучиваю так: Когда рассказываю о каком-то споре третьему лицу, комментирую: Ну, естественно права была я, поскольку я всегда права
Когда мне кто-то делает комплимент, часто выраженный мимикой и жестом (большой палец вверх), я жестами отвечаю, приняв позу секс-бомбы (грудь - вперед, задница - назад, на лице томное выражение «а ля Мэрилин Монро»)
У меня есть привычка к сверхобобщению. В этих ситуациях я цитирую свою бабушку, которой 90 лет и которая каждую фразу начинает со слов: “Все всегда...” А каждую вторую фразу со слов: “Никто никогда...”
В свое время, когда отключили горячую воду, мама в отчаянии написала и положила в раковину записку: «Каждый сам свою посуду за собою моет сам». Эта бессмертная формула автономности широко используется в быту. В частности, когда я уже подыхаю и не могу справиться с какой-то задачей, а помощи тем не менее не прошу, я горько иронизирую, напевая эту песню на мотив «Из-за острова на стрежень...»
Когда сын был противным подростком, он довольно добродушно отбрыкивался от моих нравоучений: «Мать, ты гонишь. Ты грузишь, мать» . Сейчас я себе иной раз говорю, останавливая свое занудство: Так, ты гонишь, ты грузишь».
Опять о перфекционизме. У меня есть привычка писать списки дел, покупок и т.д.. Иногда это доходит до абсурда. Чтобы себя немножко тормозить в этом плане я придумала выражение «список жизни» и теперь если собираюсь писать список того, что надо взять на работу. Говорю: «Так, список жизни. Нужно написать список жизни, чтобы ничего не забыть, ну, там, кошелек или часы, пообедать или пописать».
Об отношениях с мужчинами. Несмотря на то, что сейчас учусь на психолога - это мое второе высшее образование, - я питаю слабость к необразованным, глупым и красивым мужчинам. С одним из таких в молодости был роман - он был лесорубом. С тех пор, как замечаю за собой интерес к такому типу, говорю подруге: «О боже, опять лесоруб!»
Об увлечении психологией. Подхожу так серьезно с каменным выражением лица к мужу и гробовым голосом: У меня есть проблема. Ты можешь мне помочь ее решить? Он серьезнеет: Да, конечно. Что случилось?
А я ему игривенько: А посудку помой.
Анализ результатов опросов.
• Если на взгляд специалиста важна гармония различных ориентаций «на себя», «от себя» и «против себя», их умелое соотнесение в общении с конкретными людьми – в конкретных ситуациях, то для конкретного человека - важно почувствовать эту гармонию на собственном опыте. Увидеть, как тесно переплетаются в любви «принятие» и «непринятие», как иногда они меняются местами, и то, что принималось минуту назад, становится неприемлемым, болезненным, а потом вообще перестает иметь значение. 
• Одним из ключевых здесь является вопрос о том, может ли существовать человек, не имеющий проблем, в том числе - психологических? Молодые люди, особенно в ранней юности, начитавшись научно-популярной литературы по саморазвитию, часто впадают в одну и ту же иллюзию: возможности достижения состояния «полной раскомлексованности» - безошибочности. Не вполне понимая, что стоит за термином «комплекс», они включаются в борьбу с собой и другими по искоренению принятых в обществе ограничений. Эта «борьба» конструктивна до тех пор, пока не становится абсолютной самоцелью. Тогда человек забывает не только о любви к своим близким, но и о любви к себе. Он пытается стать «абсолютно автономным», «свободным от», в итоге – обычно оставаясь в одиночестве. Но, как показывают приведенные нами примеры – свобода человека – это всегда «свобода для»: свобода движения по направлению к чему-то более значимому, чем сама свобода. 
• Любовь к себе предполагает умение удерживать в сознании не только позитивные или негативные переживания и представления о себе, других людях, но – целый веер этих представлений, постоянно пересматривая их «по фактору существенности» и меняя к ним отношение в зависимости от этапа личностного развития. 
• Истинная альтернатива «раскомлексованности» - принятие – себя и других людей, связанное с духовным осмыслением человеком происходящего в его внутреннем мире и во внешнем мире.

Чтобы комментировать надо зарегистрироваться, или если Вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.
Копирование статей с сайта возможно только при установке прямой html-ссылки на сайт m.my-love.ru, открытой для индексирования! Копирование без соблюдения авторских прав, будет преследоваться по закону!